Кафедра социальной педагогики и психологии

          С открытием в 1997 году специальности «Социальная педагогика» на филологическом факультете общеуниверситетская кафедра педагогики была переименована в кафедру общей и социальной педагогики. В 2007 году она разделилась на две самостоятельные кафедры – общеуниверситетскую кафедру общей педагогики и кафедру педагогики и социальной психологии. Кафедра педагогики и социальной психологии с 2007 года входила в состав филологического факультета как выпускающая по специальности «Социальная педагогика», а с 2011 года входила в состав экономического факультета. С 2012 года при открытии факультета социальных технологий и туризма кафедра педагогики и социальной психологии стала его структурным подразделением. Кафедрой руководит доцент, доктор педагогических наук Е.В. Дёмкина. В настоящее время на кафедре работает 1 доктор педагогических наук – Е.В. Дёмкина, 4 кандидата наук – доценты И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, Ф.Р. Хатит, Е.Ю. Шебанец, старший преподаватель – Л.Ф. Сельмидис.

          На кафедре функционирует аспирантура по 2-м педагогическим специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.

          Члены кафедры являются авторами монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, сборников статей по проблемам проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик российского студенчества, социально-педагогического сопровождения детей и молодёжи группы риска, профилактики аддиктивного поведения. Также являются авторами электронных изданий учебных пособий.

          Преподаватели кафедры выполняют научные исследования в рамках грантов Министерства образования и науки РФ, Международных проектов в рамках договора ЕС и др.

     Члены кафедры:

   Дёмкина Елена Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и социальной психологии.

b_270х180_270х180_16777215_00_images__jp.

            В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей», а в 2013 году – докторскую диссертацию на тему «Проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современного российского студенчества» в Адыгейском государственном университете. С 2007 по 2017 год являлась учёным секретарём диссертационного совета ДМ 212.001.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, на соискание учёной степени доктора педагогических наук на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет». С 2007 года является членом данного диссертационного совета.

            С 2007 года является ответственным секретарём ежеквартального рецензируемого, реферируемого научного журнала, освещающего вопросы общественных и гуманитарных наук «Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Педагогика и психология»», включенного в Перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов докторских и кандидатских диссертаций.

           Автор более 150 научных работ, в том числе 2 монографий. Под её руководством защищено 2 кандидатских диссертации. В настоящее время осуществляет руководство аспирантами и соискателями. Принимала участие в международном гранте по сетевому корпоративному проекту программы Темпус-4 «Международное обеспечение программы бакалавриата по направлению «Социальная работа»».

          Область научных интересов – профессиональное воспитание личности будущего специалиста на основе ментального подхода. Читает курсы лекций: «История социальной педагогики», «Научно-исследовательская работа бакалавров», Управление образовательными системами», «Социально-педагогические технологии», «Педагогика».
Награждена Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

  Деткова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана по воспитательной работе.

b_270х180_270х180_16777215_00_images_converted_file_cddb8baf.jpg

        Деткова Ирина Владимировна с 2001 г. по настоящее время работает в Адыгейском государственном университете, имеет опыт практической работы педагогом-психологом.

        В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию «Психоэмоциональные особенности познавательной деятельности школьников в условиях коррекционного и компенсирующего обучения общеобразовательной школы», в 2010 г. ей было присвоено ученое звание доцента.

         Область научных интересов – подготовка специалистов помогающих профессий в области психодиагностики, коррекции, консультирования и сопровождения, специальной психологии.

         Преподает дисциплины: «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей», «Психология детей с проблемами в развитии», «Психолого-педагогическое психоконсультирование и психокоррекция», «Психолого-педагогическая диагностика», «Специальная психология», «Методы исследования отклонений в развитии личности», «Тренинг коммуникативной компетентности», «Психологический тренинг: теория и практика».

         С 2002 г. руководила практикой студентов отделения «Социальная педагогика» филологического факультета, с 2013 г. – на направлении подготовки «Психолого-педагогическое образование», направленность «Психология и социальная педагогика». С 2012 года работает в должности заместителя декана по воспитательной работе факультета социальных технологий и туризма.

         За годы работы в вузе И.В. Деткова опубликовала более 60 научных работ, в т.ч. 5 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК РФ, более 10 учебных и методических пособий, коллективной монографии.

         Принимает активное участие в международных проектах.

         В 2005-2006 г. являлась соисполнителем гранта Проект ЕС «Дети и молодежь групп риска, РФ», в рамках которого прошла стажировку в социальных учреждениях г. Париж (Франция), участвовала в организации и проведении межрегиональных семинаров по подготовке наставников-волонтеров к деятельности с детьми и молодежью групп риска.

         В рамках Проекта Темпус IV. Учебный план Бакалавр в социальной работе в 2009-2011 гг. принимала участие в разработке Учебного плана «Социальная работа» и более 15 УМК дисциплин, а также в период с 24-30.05.2009 г. прошла стажировку в университете «FHP» г. Берлина, Рима https://elibrary.ru/download/elibrary_26488671_50348336.pdf

         В 2008-2010 гг. принимала участие в работе Проекта IBPP «Семья для каждого ребенка», в рамках которого с 27.06.2010 – 3.07.2010 г. прошла стажировку в г. Мадрид (Испания), BBJ.

         С 2008г. по 2014 г. – руководство и организация работы «Семейной гостиной» для замещающих семей и семей групп риска.

         В 2013-2014 гг. участвовала в работе Проекта «Ориентир» (победитель Всероссийского конкурса грантов Президента РФ для НКО) на средства господдержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 29.03.2013 г. №113-рп на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом (Адыгейское отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд).

         Принимала участие в проекте РГНФ 12-06-00131 «Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея и прогностика развития этногруппы». https://elibrary.ru/download/elibrary_23012012_94601266.pdf

         В 2015 г. принимала участие в проекте «Компас внутри меня: программа тренинга для подростков по формированию психологической устойчивости к аддикциям», победитель Общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение», организованного Союзом охраны психического здоровья (Договор на получение гранта № 01к54 от 29 мая 2015 г.).

         В регионах России реализуется авторское направление волонтерской деятельности «Наставничество – индивидуальная форма сопровождения детей и молодежи групп риска».

         По результатам проектов и преподавательской деятельности в соавторстве разработаны и опубликованы учебные и методические пособия:

         1. Тренинг психологической устойчивости к аддикциям: теория и практика: учебно-методическое пособие. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2016. – 114 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_27160688_33433511.pdf

         2. Тренинг устойчивости к аддикциям «Компас внутри меня»: рабочая тетрадь участника. – Майкоп: Изд-во «МагаринО.Г.», 2016. – 46 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_26784637_61117684.pdf

         3. Социальное проектирование в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: учебно-методическое пособие / Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева А.В., Панченко Е.Н. Отв. ред. Панченко Е.Н. – Майкоп: «Магарин О.Г.», 2014. – 156 с.

         4. Содействие адаптации детям-сиротам и замещающим семьям: учебно-методическое пособие/ Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева А.В. и др., под ред. Панченко Е.Н. – М.: Европейская комиссия, 2010. – 216 с.

         5. Проект «Семья для каждого ребенка»: учебно-методическое пособие/ Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева А.В., Панченко Е.Н. и др., под ред. Панченко Е.Н. – М.: Европейская комиссия, 2010. – 174 с.

         6. Разработка социального проекта: Учебно-методическое пособие. 2010. – 96 с.

         7. Наставничество – индивидуальная форма сопровождения подростков групп риска: сб. научно-методических материалов / Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева и др.; под общей ред. Е.Н. Панченко – Майкоп: Качество, 2006. – 179 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_23691749_73979928.pdf

  Леонтьева Александра Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент.

b_270х180_270х180_16777215_00_images_converted_file_6161ba45.jpg

        Работает в Адыгейском государственном университете с 1.09.2000 г., имеет опыт практической работы учителем, педагогом-психологом. В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Подготовка будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений» в Адыгейском государственном университете, в 2010 г. было присвоено ученое звание доцента.

        Область научных интересов – подготовка будущих специалистов (социальных педагогов, социальных работников, психологов) к работе с семьёй и оптимизации детско-родительских отношений.

         Преподает дисциплины: «Общая и экспериментальная психология»; «Практикум по общей и экспериментальной психологии»; «Психология»; «Психолого-педагогический практикум»; «Психология детско-родительских отношений»; «Психолого-педагогическая работа с одаренными детьми»; «Тренинг профессиональной коммуникации»; «Основы психологии семьи и семейного консультирования»; «Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами»; «Проектирование в психолого-педагогической деятельности».
Является автором, реализованной в ФГБОУ ВО АГУ модели подготовки будущих социальных педагогов к деятельности по оптимизации детско-родительских отношений.

         По преподаваемым дисциплинам издано около 80 публикаций, в т.ч. 5 публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ, более 10 учебных и методических пособий (в т.ч. 1 электронное учебно-методическое пособие).

         Принимает активное участие в международных проектах.

         В 2005-2006 г. являлась соисполнителем гранта Проект ЕС «Дети и молодежь групп риска, РФ», в рамках которого прошла стажировку в социальных учреждениях г. Лондона (Великобритания), участвовала в организации и проведении межрегиональных семинаров по подготовке наставников-волонтеров к деятельности с детьми и молодежью групп риска.

          В рамках Проекта Темпус IV. Учебный план Бакалавр в социальной работе в 2009-2011 гг. принимала участие в разработке Учебного плана «Социальная работа» и более 15 УМК дисциплин, а также в период с 24-30.05.2009 г. прошла стажировку в университете «FHP» г. Потсдам и социальных учреждениях гг. Потсдама и Берлина (Германия). Сертификат 14.12.2011 г. https://elibrary.ru/download/elibrary_26488671_50348336.pdf

         В 2008-2010 гг. принимала участие в работе Проекта IBPP «Семья для каждого ребенка», в рамках которого с 27.06.2010 – 3.07.2010 г. прошла стажировку в г. Берлин (Германия), BBJ.

         С 2008-2012 гг. являлась научным руководителем проекта «Школа социальной зрелости» в МБОУ СОШ №7 г. Майкопа.

         С 2008г. по 2014 г. – руководство и организация работы «Семейной гостиной» для замещающих семей и семей групп риска.

         2013-2014 гг. участвовала в работе Проекта «Ориентир» (победитель Всероссийского конкурса грантов Президента РФ для НКО) на средства господдержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 29.03.2013 г. №113-рп на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом (Адыгейское отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд).

         Принимала участие в проекте РГНФ 12-06-00131 «Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея и прогностика развития этногруппы». https://elibrary.ru/download/elibrary_23012012_94601266.pdf

         В 2015 г. принимала участие в проекте «Компас внутри меня: программа тренинга для подростков по формированию психологической устойчивости к аддикциям», победитель Общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение», организованного Союзом охраны психического здоровья (Договор на получение гранта № 01к54 от 29 мая 2015 г.).

         В регионах России реализуется авторское направление волонтерской деятельности «Наставничество – индивидуальная форма сопровождения детей и молодежи групп риска».

         По результатам проектов и преподавательской деятельности в соавторстве разработаны и опубликованы учебные и методические пособия:

         1. Тренинг психологической устойчивости к аддикциям: теория и практика: учебно-методическое пособие. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2016. – 114 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_27160688_33433511.pdf

         2. Тренинг устойчивости к аддикциям «Компас внутри меня»: рабочая тетрадь участника. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2016. – 46 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_26784637_61117684.pdf

         3. Социальное проектирование в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: учебно-методическое пособие / Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева А.В., Панченко Е.Н. Отв. ред. Панченко Е.Н. – Майкоп: «Магарин О.Г.», 2014. – 156 с.

         4. История психологии: учебно-методическое пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. – 216 с. Соавт. Багадирова, С.К. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232086

         5. Содействие адаптации детям-сиротам и замещающим семьям: учебно-методическое пособие / Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева А.В. и др., под ред. Панченко Е.Н. – М.: Европейская комиссия, 2010. – 216 с.

         6. Проект «Семья для каждого ребенка»: учебно-методическое пособие/ Деткова И.В., Ковалева Н.В., Леонтьева А.В., Панченко Е.Н. и др., под ред. Панченко Е.Н. – М.: Европейская комиссия, 2010. – 174 с.

         7. Разработка социального проекта: Учебно-методическое пособие. 2010. – 96 с.

         8. Наставничество – индивидуальная форма сопровождения подростков групп риска: сб. научно-методических материалов / Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева и др.; под общей ред. Е.Н. Панченко – Майкоп: Качество, 2006. – 179 с. https://elibrary.ru/download/elibrary_23691749_73979928.pdf

 Сельмидис Любовь Филипповна, старший преподаватель.

b_270х180_270х180_16777215_00_images_ile_51a473d156.jpg

         Начала свою деятельность в Адыгейском государственном университет в 1984 году на кафедре педагогики и психологии в должности ассистента, с 1993 года работает в должности старшего преподавателя.

         Л.Ф. Сельмидис принимала активное участие в работе всесоюзных, всероссийских и международных научных конференциях, в разработке и проведении методологических семинаров, круглых столов по психолого-педагогическим проблемам, осуществляла тренерскую работу со студентами для участия в олимпиадах по психологии.

         Активно занимается воспитанием молодежи, осуществляет работу куратора, руководит волонтерской деятельностью студентов факультета, проводит индивидуальные психологические консультации коллег и студентов.

         За 38 лет своей педагогической деятельности внесла значимый вклад в образование и воспитание нескольких поколений молодежи, за что награждена Медалью АГУ «За заслуги перед Университетом», Почетными грамотами АГУ и Министерства науки и образования РФ, является Ветераном труда.

          Сельмидис Л.Ф. отличается высоким уровнем ответственности, профессиональной компетентностью, корректностью и культурой общения со студентами и коллегами, среди которых пользуется заслуженным авторитетом. 

          Автор более 30 научно-методических работ, методических рекомендаций по курсу «Психология зрелого возраста и геронтопсихология», «Этнопсихология», монография «Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: детерминанты, процесс, условие». Является автором трёх коллективных монографий:

          1. Гендерный подход в гуманитарных исследованиях: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 171 с.

          2. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 424 с.

          3. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 548 с.

   Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент.

b_270х180_270х180_16777215_00_images_converted_file_a63f891d.jpg

       Начала свою деятельность в Адыгейском государственном педагогическом институте в 1991 году на кафедре музыкальных инструментов в должности ассистента, в 1997 г. переведена на должность старшего преподавателя. В 1998 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и переведена на должность доцента кафедры педагогики и социальной психологии.

       Общий стаж работы в Адыгейском государственном университете составляет 25 лет. Фатима Рамазановна осуществляет руководство курсовыми, квалификационными работами и научно-исследовательской деятельностью студентов с 2000 года. За это время выступило более 200 студентов на внутривузовских, всероссийских и международных научных конференциях, многим из них присвоена 1 категория. Под руководством Ф.Р. Хатит студенты публикуют научные статьи в журналах и сборниках, в том числе в журналах индексируемых в базе данных РИНЦ.

       Фатима Рамазановна постоянно работает над повышением своей квалификации.

       В 2000 г. проходила стажировку в МГУ им. Ломоносова на кафедре педагогики, в 2001 г. в МПГУ на кафедре педагогики г.Москве. В 2015 г. прошла профессиональную переподготовку в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

       Принимает активное участие в работе всероссийских и международных научных конференций, в разработке и проведении методологических семинаров, круглых столов по социально-педагогическим проблемам. Имеет более 40 научных и учебно-методических работ, в том числе 4 монографии и 3 учебно-методических пособия. Монография «Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У.Х. Берсея» активно используется сотрудниками Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. В монографии «Поликультурная компетентность педагога» представленный теоретический материал используется при подготовке педагогов в КубГУ, АГУ; при чтении курсов: «Поликультурное образование», «Этнокультура»; разработанный диагностический инструментарий применяется для оценки уровня поликультурной компетентности студентов, будущих педагогов, педагогов-практиков обучающихся в системе повышения квалификации.

       Ф.Р. Хатит выступает оппонентом, рецензентом кандидатских диссертаций, активно занимается профориентационной деятельностью на факультете социальных технологий и туризма.

       За 25 лет своей педагогической деятельности внесла значимый вклад в образование и воспитание нескольких поколений молодежи, за что награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Адыгея.

  Шебанец Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель декана по учебно-методической работе.

b_270х180_270х180_16777215_00_images_conver_b4e34301.jpg

           В 2003 году окончила отделение «Социальная педагогика» филологического факультета Адыгейского государственного университета. В 2006 году поступила в аспирантуру Кубанского государственного университета по специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности и история психологии». Защитила диссертацию в 2012 году на тему «Факторы субьективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП)».

         Имеет более 45 научных публикаций.

         Область научных интересов – психологическая поддержка субъектной позиции личности матери, имеющих детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, а так же проблемы девиантного поведения в молодежной среде.

         С 2012 года и по настоящее время работает в должности заместителя декана по учебно-методической работе факультета социальных технологий и туризма.